15 июня 2018 года

Ассоциация Тверских землячеств приступила к реализации второй части проекта "Река времени. Забытые войны"

Стартовал Международный мемориальный художественный проект «Река времени. Часть 2. «Забытые войны. Русско-японская война 1904–1905 гг.». К 115-летию завершения военных действий
Национальная миссия проекта – ликвидация белых пятен в отечественной истории и осмысление событий и их последствий для истории России. Увековечивание памяти российских воинов, павших в Русско-японской войне 1904–1905 гг.

Международная миссия проекта – укрепление дружбы и добрососедства с народами участниками событий.

Цели проекта:
• создание тематической коллекции живописных станковых полотен, посвященной подвигу российских военнослужащих в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.;
• создание историко-культурных объектов и памятников – новых центров притяжения туризма, создание новых мест приложения труда в Сибири и на Дальнем Востоке;
• сохранение, восстановление, создание новых объектов культурного, исторического и морского наследия России за рубежом.

Сроки выполнения проекта: 2018 г. – осень 2020 г. Завершение – к 115‑летию подписания Портсмутского мира.

Инициатор проекта – Организационный комитет по созданию исторического культурного центра памяти русско-японской войны 1904–1905 гг. Учредители Оргкомитета: Ассоциация Тверских землячеств, Русское географическое общество (Московское областное отделение ВООО), Российское Военно-историческое общество.

Участники проекта: МИД, Россотрудничество, РВИО, ВОО РГО, Управление МО РФ по увековечиванию памяти русских воинов, Рабочая группа при Департаменте культуры г. Москвы, организации и органы власти по представлению Оргкомитета и Морской коллегии РФ, Администрация Хабаровского края, Администрация Сахалина, Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова, Московский Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Российское Военно-историческое общество (Дальневосточное отделение), Российский Государственный архив ВМФ.

Генеральный координатор проекта – Морская коллегия при Правительстве РФ.

Художественная составляющая проекта: законченный цикл работ по созданию экспозиции живописных произведений и эскизы панорамного художественного полотна, иконостасы мемориальных часовен, эскизы фресок, архитектурно-художественные концепции мемориалов, посвященные подвигу русских солдат, матросов и офицеров в военной кампании 1904–1905 гг.

Генеральный исполнитель художественной части проекта – творческое объединение художников – Мастерская морской и батальной живописи им. А.П.Боголюбова.

Основные задачи:
• создание живописной коллекции жанровых исторических и монументальных художественных произведений, эскиза и батальной панорамы, посвященных подвигу русского народа в русско-японской войне 1904–1905 гг.;
• проектирование в г. Владивостоке (г. Иркутске) Международного исторического культурного центра «Помни войну», с художественной галереей и панорамой, иллюстрирующих основные события и сражения военной кампании 1904–1905 гг. – нового центра притяжения туризма в регионе;
• подготовка к созданию в г. Далянь (КНР) мемориального объекта – художественной панорамы «Оборона Порт-Артура»;
• подготовка на базе архивных материалов полного перечня погибших воинов русской армии, по губерниям Российской Империи;
• сохранение и реставрация памятников, захоронений и объектов исторического и морского наследия России за рубежом;
• проектирование новых памятников, посвященных соотечественникам за рубежом, погибшим в военную кампанию 1904–1905 гг.;
• подготовка и выпуск в печать иллюстрированного биографического альманаха «Наследие имен. Участие Тверитян в исторических событиях Русско-японской войны 1904–1905 гг.». (Николай Японский, адмирал Скрыдлов Н.И., генерал Куропаткин А.Н. и др.).

В 2020 году исполнится 115 лет со дня окончания Русско-японской войны. Театром военных действий в 1904–1905 гг. стал Дальний Восток. В решающих сражениях на суше и на море с двух сторон приняли участие более миллиона военнослужащих. Отличительной чертой военного столкновения стало проведение крупных войсковых и морских операций вне границ Российской Империи. Вооруженное столкновение, несмотря на активный и ожесточенный характер, стало «последней войной джентльменов», которая формально велась в рамках требований международных конвенций. Итоги войны, зашедшей в тупик к концу 1904 г., были неоднозначными для противников. Россия потеряла арендованные заморские территории – незамерзающий порт Дальний и военно-морскую базу в Порт-Артуре, южную часть острова Сахалин, избежав контрибуций. Но внутренние противоречия, обострившиеся в ходе войны, привели к Первой русской революции и явились предтечей краха Российской Империи.

Япония, в свою очередь, добилась захвата Манчжурии и Кореи, но из войны вышла обескровленной, с неподъемным государственным долгом.
Русская революция, Первая мировая война и последующие трагические события начала XX века заслонили воспоминания о войне, которая имела для современников роковые последствия.

Ход боевых действий широко освещался прессой. Практически еженедельно в России выходил иллюстрированный типографский вестник «Летопись войны с Японией», оформленный И.Я.Билибиным, где публиковались подробные отчеты о военных действиях, сопровождаемые многочисленными фотоматериалами. На фронт командировались известные российские художники. И сейчас, зарисовки сражений и воинского быта, выполненные Н.С.Самокишем, И.А.Владимировым, Г.Б.Якуловым, М.Езычевским, И.Петровым, А.Сафоновым, Н.Кравченко поражают нас своим мастерством и особой достоверностью в изображении тех событий, коими они стали непосредственными свидетелями.

Репортажный характер работ не умаляет их достоинств – это в полной мере качественный подготовительный материал, который впоследствии мог лечь в основание масштабных станковых полотен. К сожалению, только некоторые из них были реализованы в картинах и лишь единицы дошли до нас в частных коллекциях и музейных фондах. Не удалось воплотиться в жизнь и замыслам великого русского художника Верещагина, жизнь которого трагически оборвалась при гибели броненосца «Петропавловск».

В августе 2017 г. творческое объединение художников Мастерская морской и батальной живописи им. А.П.Боголюбова в ходе пленэра «Санкт-Петербург – столица Российской Империи» выступило с инициативой продолжения мемориальной живописной коллекции «Река времени. Забытые войны». Первая часть проекта, посвященная подвигу русского солдата и матроса в Крымской войне 1853–1856 гг., успешно завершена созданием обширной живописной коллекции, насчитывающей более полутора сотен работ. В проекте приняли участие 15 современных художников из 5 городов России. Экспозиция заложила основы задуманного Исторического культурного центра «Забытые войны».

В художественный проект, посвященный событиям Русско-японской войны 1904–1905 гг., авторами изначально заложена гуманитарная идея – увековечить память о павших на полях сражений всех противоборствующих сторон, как японской, так и российской, а также показать лишения русского, китайского, корейского и японского народов, пострадавших от войны. Предлагаемый к реализации культурный проект содержит глубокий гуманитарный и цивилизационный смысл, обращается к общечеловеческим ценностям. Актуальность проекта возрастает в свете расширения связей с Китаем и возобновляющихся экономических и культурных связей с Японией.

Немаловажна патриотическая идея мероприятия – показать современной российской молодежи примеры героизма русских солдат и матросов, до конца выполнивших свой воинский долг перед Отечеством.

Инновационный комплексный подход к реализации проекта, значительно усилит позиции русской школы реалистического искусства, станет вкладом в борьбу с попытками фальсификации истории.

1. Программа работ. Перечень основных мероприятий
Основная программа пленэров намечена на 2018 г. Предусматривает участие до 10 профессиональных российских художников Творческого объединения Мастерской морской и батальной живописи им. А.П.Боголюбова. В этнографических и военно-исторических пленэрах, на местах, предполагается также участие живописцев творческих союзов Иркутска, Твери, Хабаровска и Владивостока. При проведении зарубежных пленэров предусматривается возможность участия национальных художников. Мастерам предстоит выполнить несколько сотен живописных этюдов и рисунков в рамках установленного творческого задания.

Таким образом, будет создан необходимый объем подготовительного материала для создания до 50 жанровых музейных станковых полотен, а также эскиза полотна «Оборона Порт-Артура». Этим работам будет посвящен 2018 год. В конце 2018 г., при положительном решении городских властей о создании Исторического культурного центра с художественной галереей, начнутся работы по изготовлению эскизов для панорамы «Оборона Порт-Артура», которая, предположительно, может быть выполнена в 2 экземплярах – для г. Далянь (КНР), и для установки в историческом культурном центре г. Владивостока (либо в г. Иркутска).

Проект также предусматривает подготовку необходимой градостроительной и художественной обосновывающей документации по строительству Исторического культурного центра: архитектурной (стадия «предпроект») и художественной концепций, выполнение мероприятий по регламенту согласования Городской комиссией и Комитетом архитектуры, с целью внесения необходимых изменений в Генплан и ПЗЗ города.

Договоренности о реализации международных мероприятий проекта могут быть включены по согласованию в двусторонние культурные программы Россия-Китай, Россия-Япония, Россия-Корея, включая оформление визовой и разрешительной документации, согласование мемориальных мероприятий, осуществление взаимодействия с администрациями по реализации архитектурных и градостроительных предложений. Выполнение художественных работ для часовен, в части касающейся реализации, предполагается осуществлять в тесном контакте с РПЦ.

Международный мемориальный проект «Река времени. Забытые войны» предусматривает 5 крупных, объединенных единым смысловым содержанием, блоков: живописный, музейно-экспозиционный, медиа-, исследовательский, культурологический, каждый из которых формирует соответствующие задачи и ожидаемые результаты.

Живописная часть
• Организация и проведение серии этнографических и военно-исторических пленэров на территории России, Китая, Японии и Кореи, с целью сбора художественного материала для выполнения станковых живописных работ и панорамы.
• Создание станковых полотен для живописной исторической коллекции – основы экспозиции будущего Исторического культурного центра « Музей забытых войн».
• Подготовка эскиза панорамы «Оборона Порт-Артура».
• Подготовка иконостаса и эскизов фресок для мемориальной часовни в г. Чемульпо (Корея) и г. Сасебо (Япония).

Музейно-экспозиционная часть
• Подготовка архитектурной и художественной концепции для создания в г. Владивостоке (г. Иркутске) Международного исторического культурного центра «Помни войну», с художественной галереей, посвященной героям русско-японской войны, основным событиям и сражениям военной кампании 1904–1905 гг.
• Подготовка архитектурной и художественной концепции для создания в КНР в г. Далянь (район Люйшунькоу, быв. Порт-Артур) художественной панорамы «Оборона Порт-Артура».
• Разработка архитектурной концепции строительства часовни в г. Нагасаки (Япония) и г. Чемульпо (Корея).

Исследовательская часть
• Проведение исследовательских и подготовительных мероприятий для разработки проекта мемориальной стоянки корабля-музея крейсер «Изумруд» в г. Владивостоке.
• Проведение подводных исследовательских и мемориальных работ на месте гибели иностранных кораблей – участников исторических морских сражений (крейсер «Ниитака»).
• Обследование и каталогизация, в целях последующей реставрации зарубежных памятников и объектов исторического и морского наследия.
• Архивная работа в музеях России, Китая, Кореи, Японии.

Культурологическая часть
• Проведение мемориальных и культурных мероприятий в КНР и Японии к 115 годовщине подписания мирного договора в Портсмуте, в рамках международного гуманитарного культурного художественного проекта «Река времени».
• Создание сценария художественного кинофильма, посвященного русско-японской войне 1904–1905 гг.
• Выпуск документального фильма.
• Создание художественного каталога.
• Проведение художественных выставок в Иркутске, Твери, Харбине и Сасебо.

2. Основные этапы проекта
I этап. Формирование Организационного комитета. Блок организационных и подготовительных работ. Презентационные мероприятия. Работа с архивными материалами культурных и исторических центров в Москве и СПБ, ЦА ВМФ, ЦВММ, историческими коллекциями научных фондов, МРЗ им. А.Солженицына, ГБУК Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова».
Создание иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». Освящение в Тверском Николо-Малицком монастыре. Организация сбора средств по опыту и подобию мероприятий предшествующих написанию икоты «Торжества Пресвятой Богородицы» в Киево-Печерской лавре в 1904 году, с привлечением 1000 верующих. Организация крестного хода иконы по храмам России начиная с Тверского Николо-Малицкого монастыря.
II этап. Выполнение подготовительного блока художественных и исследовательских работ, презентационная и выставочная деятельность в рамках этнографического и военно-исторических пленэров. Подготовка архитектурных концепций и сценарных материалов.
III этап. Подготовка живописной коллекции, выполнение эскиза панорамного полотна «Оборона Порт-Артура». Градостроительные и проектные работы. Монтаж кинопродукции.
IV этап. Торжественная закладка новых культурных объектов с проведением мемориальных мероприятий в России, Китае, Корее и Японии.

3. Пленэрная часть работ II этапа
В связи с тем, что география событий исторического периода включает в себя территории 4 стран – России, Японии, Китая и Кореи, живописный блок заявлен в качестве международного.
Художественные работы, мемориальные и культурные мероприятия предусмотрены на территории всех вышеуказанных государств. Только в Китае предстоит развернуть этнографические и военно-исторические пленэры, выставки и иные мероприятия в 7-8 городах и местностях: Далянь, Харбин, Нэньян, Цинжоу, Вафангоу, Цзюлянь, Ляоян, Инкоу. В Корее в 2-х местах, включая Чемульпо, Сеул, р. Ялу. А в Японии посетить Ниигату, Сасебо, Нагасаки, а также исторические центры близ Токио и Киото. Российская часть включает пять пленэра – в Иркутской области (оз. Байкал), на Дальнем Востоке в г. Владивосток, на острове Сахалин и в Тверской области предусматривающих:

Иркутская область. Город Иркутск. Оз. Байкал. Выполнение серии подготовительных живописных работ (этюдов), посвященных мобилизации, формированию частей иркутского казачества: Восточно-Сибирских корпусов, Сибирской казачьей дивизии, организации военно-транспортных перевозок, в т.ч. через Кругобайкальскую ж/д. (КЖД), морских перевозок через порт Байкал, устройству и эксплуатации в зимнее время байкальской ледовой ж/д переправы.
Остров Сахалин. Серия подготовительных живописных работ (этюдов), посвященных обороне острова и морской части сражений 1-й Тихоокеанской эскадры.
Город Владивосток. Серия подготовительных живописных работ (этюдов), посвященных действиям Владивостокского отряда крейсеров, организации крепостной обороны.
Город Хабаровск. Серия подготовительных живописных работ (этюдов), посвященных обороне крепости (дополнительно).
Тверская область. Серия подготовительных живописных работ (этюдов) по родным местам Николая Японского, генерала А.Н.Куропаткина и адмирала Н.И.Скрыдлова.
Города Харбин – Далянь (КНР). Серия подготовительных живописных работ (этюдов) по местам основных сухопутных сражений.
Города Хоккайдо – Нагасаки (Япония). Серия подготовительных живописных работ (этюдов). Мемориальные объекты, связанные с событиями войны. Госпиталь и захоронения русских военнослужащих. Место погребения командира крейсера «Дмитрий Донской» капитана 1 ранга Н.И.Лебедева.

План проведения пленэров.
№ п/п Дата/период проведения Описание мероприятий Место проведения 1. 10 августа –
16 августа Военно-исторический пленэр и этнографический пленэр г. Иркутск – о. Байкал. г. Тверь. Тверская область 2. 16 август –
19 августа Военно-исторический пленэр г. Владивосток 3. 19 августа –
25 августа Этнографический пленэр о. Сахалин 4. 25 августа –
30 августа Военно-исторический пленэр и этнографический пленэр Япония 5. 30 августа –
2 сентября Военно-исторический пленэр Корея 6. 2 сентября –
12 сентября Военно-исторический пленэр и этнографический пленэр КНР

4. Мероприятия, связанные с посещением памятных мест и восстановлением памятников и мемориалов на местах основных сухопутных сражений и захоронений
• Посещение памятных мест и проведение мемориальных мероприятий – Владивосток, Хабаровск, (Сахалин), Порт-Артур (р-н Люйшунькоу г. Даляня), р. Ялу, г. Мукден, г. Инкоу, г. Харбин, г. Нагасаки, морской центр в г. Йокогама.
• Торжественные и мемориальные мероприятия, связанные с посещением районов основных морских сражений и морскими захоронениями – Чемульпо, м. Шантунг, залив Инкоу, Далянь, п. Артур. пост Корсаков, пролив Цусима.

5. Проектные работы:
• Разработка архитектурно-градостроительной концепции для проектирования и строительства православной часовни в г. Чемульпо и г. Нагасаки (Сасебо) на кладбище русских моряков.
• Подготовка ТЗ для организации судоподъема кораблей участников Русско-японской войны 1904–1905 гг.: русского крейсера «Изумруд» (ДВ) и останков японского крейсера «Ниитака» (Камчатка).
• Разработка архитектурно-градостроительной и художественной концепции для проектирования и строительства Исторических культурных центров-галерей в России и КНР с панорамой «Оборона Порт-Артура», посвященных памяти русских воинов, павших в Русско-японской войне и обороне Порт-Артура.

6. Подготовка живописной коллекции
• Формирование Программы и блоков творческих заданий для проведения этнографических и военно-исторических пленэров-экспедиций.
• Формирование состава выездной группы художников творческого объединения Мастерской морской и батальной живописи, творческой бригады для выполнения панорамы, выбор организации-проектировщика павильона.
• Подготовка и согласование творческих заданий на выездные пленэры, для выполнения подготовительных материалов перед созданием мемориальной живописной коллекции, посвященной памяти русских воинов, павших в РЯВ.
• Подготовка и согласование технического и творческого заданий на создание живописной панорамы «Оборона Порт-Артура».
• Отработка программы выездных пленэров.
• Организация и проведение международных художественных выставок: Харбин, Нагасаки.
• Создание эскизов к живописному полотну панорамы «Оборона Порт-Артура».
• Подготовка картонов для фресок, создание иконостаса.

7. Создание кинопродукции
• Создание сценария художественного к/фильма «Подвиг крейсера «Дмитрий Донской».
• Согласовании сценарного задания и работы по созданию документального фильма в ходе выполнения мероприятий в рамках международного проекта.
• Подготовка (съемочные работы) художественного кинофильма.

Дополнительно Программа Проекта предусматривает следующие мероприятия-события:
• Поисковые работы, связанные с увековечиванием памяти павших русских воинов в двух войнах в Манчьжурии, на о. Сахалин.
• Подготовка заявки на обновление (текущий ремонт) мемориальных объектов и кладбища на месте захоронения павших русских воинов в б. Порт-Артуре в районе Люйшунькоу г. Далянь, кладбища русских моряков в г. Нагасаки.

Мемориальный художественный проект «Река времени. Забытые войны». Памяти подвига русского и советского солдата и матроса посвящается
В 2015 году Ассоциация Тверских землячеств совместно с Московским областным отделением ВОО «Русское географическое общество» и Творческим объединением художников Мастерская морской и батальной живописи им. А.П.Боголюбова заявила о начале работы над эпическим художественным проектом «Река времени. Забытые войны». Проект посвящен событиям и героям военных кампаний, которые в силу их неудачного завершения или трагичности последствий были незаслуженно «забыты» по политическим соображениям. В частности, речь идет о Крымской 1853–1856 гг., Русско-японской 1904–1905 гг. и Советско-финской 1939–1940 гг. войнах.

На наш взгляд, эти войны остались неосмысленными и неоцененными в должной степени населением нашей страны и народами сопредельных государств, оказавшимися участниками этих событий, ни в историко-документальном, ни в художественно-летописном смысле. В проекте наряду с военными историками и краеведами принимают участие современные профессиональные живописцы, входящие в творческое объединение и работающие в жанре пейзажа, портрета, а также исторической, морской и батальной тематики.

Основная миссия проекта – ликвидировать белые пятна в отечественной истории, а также содействовать укреплению дружбы и добрососедства между народами, участвовавшими в тех далеких событиях. Главная цель проекта – воссоздание живописными приемами исторического, военного и морского наследия Отечества, популяризация традиций русской живописной школы реалистического направления. Новаторское начало – живописный прием реализации сюжетной линии произведения через погружение художника в историческую и географическую среду. Подготовительным материалом для создания станковых полотен становятся многочисленные зарисовки и этюды, выполняемые в экспедициях на местах исторических событий в ходе военно-исторических и этнографических пленэров.

К настоящему времени реализован первый этап проекта. Его результат создание обширной и уникальной живописной коллекции, посвященной подвигу русских воинов в Крымской войне. Созданные в рамках этого этапа художественные произведения демонстрировались в Москве в здании Третьяковской галереи на Крымском валу в 2017 году.

В программе работ на 2018–2022 гг. – реализация художественных исторических проектов, посвященных Русско-японской (1904–1905 гг.) и Финской войнам (1939–1940 гг.). Созданные художественные коллекции планируются к размещению в экспозициях существующих и вновь создаваемых культурных исторических центрах в Москве, Балаклаве, Владивостоке, Выборге и Твери.

Творческое объединение художников «Мастерская морской и батальной живописи им. А.П.Боголюбова» (ММБЖ)
Творческое объединение художников, работающих в жанре исторической, морской и батальной тематики. Образовано в 2014 г. в составе Российской ассоциации художников-маринистов.

Основная цель – воссоздание живописными приемами исторического, военного и морского наследия Отечества, дальнейшее развитие и популяризация традиций русской живописной школы реалистического направления. Новаторское начало – живописный прием реализации сюжетной линии произведения через погружение художника в историческую и географическую среду. Подготовительным материалом для создания станковых полотен становятся многочисленные зарисовки и этюды, выполняемые в экспедициях на местах исторических событий, в ходе военно-исторических и этнографических пленэров. Результат работы – уникальный сплав изобразительной правдивости и исторической достоверности. Мастерская – действующий источник пополнения художественных фондов государственных и частных галерей.

Портфолио художественных проектов мастерской:

• «Спасенное Отечество». К 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

• «Памятные даты российского флота. К 300-летю победы при Гангуте»

• «Легенды Крыма»

• «Живописная история развития советского ВМФ (1945–1991 гг.)»

• «Река времени. Забытые войны. Часть 1. Крымская война 1853–1856 гг.»

• «Санкт-Петербург – столица российской империи»

• «Река времени. Забытые войны. Русско-японская война 1853–1856 гг.»

• «Река времени. Часть 2. «Летопись Отечества. Великая смута»

Наши партнеры:

• Морская коллегия.

• Департамент культуры Москвы.

• Департамент культуры Санкт-Петербурга.

• Морские собрания Москвы и Санкт-Петербурга.

• Русское географическое общество.

• Военно-историческое общество России.

• Музей-усадьба Абрамцево.

• Музей пейзажа г. Плес.

• Мемориальный комплекс ВМФ.

• Центральный Военно-морской музей.

Школа-студия творческого объединения – резиденция для общения и обмена творческим опытом. Рисовальный курс для начинающих (взрослая группа), программа эффективного обучения живописным приемам и технике, подготовка абитуриентов к поступлению в творческие средние и высшие учебные заведения, мастер-классы, российские и зарубежные пленэры.

Выполнении заказов по тематическим проектам – создание тематических живописных коллекций, либо отдельных работ музейного уровня для государственных, муниципальных, и частных клиентов. Формирование корпоративного подарочного фонда. Архитектурный дизайн. Оформление интерьеров частных и общественных объектов, реставрация произведений искусств.

Руководитель творческого коллектива – Спиридонов Вадим Владимирович, член Союза художников РФ, педагог в области изобразительного искусства, вице-президент Российской ассоциации художников-маринистов.

E-mail: vvs.spiridonov59@yandex.ru

comments powered by HyperComments