Ряд исследователей предполагает, что сражение произошло у села Божонка (ныне Тверская область, Сонковский район).
Во главе русского войска стоял великий князь владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода, третий сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого. После взятия татарами Рязани и разгрома сильного южного княжества стало ясно, что древнему и могучему городу Владимиру не избежать той же участи. Юрий Всеволодович, не оказавший помощи соседям, решил не повторять ошибок, а собрать воедино силы близлежащих княжеств и дать отпор татарам. Княжеский совет принял решение: оборону столицы – города Владимира – поручить сыну Юрия – Всеволоду, а самому Юрию уходить с ближней дружиной, племянниками и братьями в верховья Волги и там собирать великую рать.
Местом сбора войска князь Юрий выбрал самый дальний угол своих владений – глухие ситские леса и болота. Высокий моренный холм у села Божонка, окружённый рекой, болотами и лесом, мог служить удачной площадкой для лагеря Юрия Всеволодовича. Сюда, на Сить, пришли с дружинами его племянники – сыновья старшего брата Константина: Василько – князь ростовский, Всеволод – князь ярославский и Владимир – князь угличский. Вскоре подошел и брат Святослав Всеволодович с полками из Юрьева-Польского. Ожидали брата Ярослава с полками из Переяславля, а также ополченцев из соседних городов, сёл и деревень. Но время для сбора большого войска уже было упущено.
Лаврентьевская летопись гласит: «Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили всё на Волге до самого Галича Мерьского. Ещё другие пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили всю эту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы не воевали татары на Суздальской земле. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов». (Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872).
Предположительно, к Божонке монголо-татары подходили двумя потоками. Войско во главе с темником Бурундаем (Бурондаем) шло от Волги по реке Кашинке к Бежицам (древнее поселение недалеко от современного Бежецка) и верховьям Сити. Другое войско – есть основания предположить, что им руководил сам хан Батый – прошло по Волге до Углича, а затем от Углича по реке Корожечне – до села Кой. Многочисленное (по подсчетам некоторых историков – до 40 тысяч воинов) и отборное войско Бурундая внезапно подошло к лагерю князя Юрия. Суздальская летопись отмечает: «И наче князь полки ставити, и её внезапу приспеша татарове на Сить, противу князю Юрию». (Летопись Суздальская по Академическому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872). Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода».
Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось. Это породило спор между историками. Часть из них – А. Преображенский, Н. Надеждин, С. Мусин-Пушкин, Л.Сабанеев указывают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем течении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити – у селений Божонка и Могилицы.
Одним из первых указал на Божонку как место Ситской битвы исследователь истории Бежецкого Верха П.К. Воинов. В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни (где нынче село Боженки)». Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича.
Позднее, спустя почти сто лет, версию П.К. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В 1848 году он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания».
Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М.И. Иванин, А.С. Гацисский, А.Н. Кисловский, Н.Н. Овсянников и другие.
Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото.
Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.
В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия – Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ молодого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет. В Ростове у него остались жена и два сына – Борис и Глеб. Татары настолько были поражены его храбростью, что не убили князя, а взяли его в плен и долго пытались уговорить перейти на их сторону. Но Василько был непреклонен. В итоге рассвирепевшие татары жестоко казнили молодого князя, а тело бросили в лесу, как указывают летописи – в 25 верстах от Кашина. Но тело удалось спрятать, и, узнав об этом, княгиня Мария – супруга Василька, похоронила его в Успенском соборе Ростова Великого. Так распорядилась историческая судьба, что правнучка Василько Константиновича тоже оставит свой след в истории Тверской земли и войдет в неё под именем Анны Кашинской – жены великого князя Михаила Тверского.
Битва на Сити закончилась поражением войск великого князя Владимиро-Суздальской земли. Судьба Руси была решена на два с половиной столетия. Но жертвы не были напрасными: своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород. Монголо-татары понесли в этом сражении тяжёлые потери. К тому же уход многих русских ратей с Сити в тыл ордам создавал неблагоприятную обстановку для дальнейшего продвижения монголов. Видимо, всё это сыграло большую роль в том, что Батый приостановил поход на Новгород и повернул своё войско на юг. И ещё один вывод: именно у нас, на Сити, была сделана первая попытка объединения сил для борьбы с татарами. Придёт время, и объединённая Русь сбросит с себя ненавистное монгольское иго.
Какие аргументы мы можем привести в пользу того, что битва была в наших местах? Их несколько:
1. В середине XIX века в районе села Божонка проводил археологические исследования тверской археолог Д.А. Воронцов. Он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством великого князя Георгия Владимиро-Суздальского».
До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Так же они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой.
2. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие – мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта.
В ходе историко-этнографической экспедиции, совершённой краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье ещё до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах.
В начале 1980-х годов учащиеся Задорской школы во время экскурсии у села Божонка нашли саблю, она долгое время хранилась в школьном музее. В 2007 году житель Санкт-Петербурга нашел рукоятку меча. В 2008 году исследователи из Москвы нашли у самого уреза воды подкову. По их оценкам – это зимняя татарская подкова XIII-го века.
3. Необходимо заметить, что в те времена климат в наших местах был несколько иным – более тёплым и сухим, поэтому в лесах и по берегам рек росло много дубов. Именно их использовали русские воины для сооружения засек: у дубов выжигали корни и роняли ветвями в сторону противника.
Остатки морёных дубов находили местные жители в Сити и её притоках. В конце XIX века такие находки описывает известный тверской исследователь В.А. Плетнёв: «В Сидоровском ручье, впадающем в р. Сить, в болотистой местности, крестьяне Лавровской волости по сие время находят ещё сохранившиеся и годные для постройки дубовые деревья, известные здесь под названием «батыева дерева». Высушивая их на солнечном припёке, употребляют на постройки, требующие особенной прочности».
Такие же морёные дубы находили в Сити и не так давно – лет 30 назад, при очистке русла реки.
4. Во время работ, проводимых Мокеихо-Зыбинским торфопредприятием, были найдены остатки дорог и просек, проходящих через болото прямо к Божонке. Они представляли собой несколько слоев уложенных в гать полусгнивших деревьев, которые позднее на воздухе высыхали и разваливались в пыль.
Если бы эти гати строили местные жители для своих хозяйственных нужд, то дороги бы проходили не прямо, а через близлежащие деревни. Вероятно, каждая рать, идущая к Сити, строила и охраняла свою дорогу. О многом говорят и сохранившиеся названия некоторых из них: князь-Ивановская, князь-Андреевская, князь-Владимирская дорожки.
5. Летописи свидетельствуют о том, что князь Юрий накануне битвы послал трёхтысячный отряд воеводы Дорожи (Дорофея Семёновича) в «просоки», т.е. разведку (В.И. Даль. Т.З.). Монголо-татары часто использовали тактический прием «клещи», то есть подходили к противнику с двух противоположных сторон. К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой. Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII века. «Князь же Юрий посла Дорожа в просоки, в трёх тысячах, и прибежа Дорож, и рече: а уже, княже, да обошли нас около татарове... (Летопись Троицкая. ПСРЛ. Т.1. СПб, 1846).
6. Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию (Юрию). Очень своеобразна живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика. Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский – оба без головных уборов, с оружием.
На реке Сить расположено несколько сел и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.
7. Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия (Георгия), в народе – Егория. Праздник Юрьев (Егорьев) день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 декабря, как общепринято. 17 февраля (4 февраля по старому стилю) – это день, когда, якобы, найденные на Сити епископом Кириллом останки князя Юрия были захоронены во Владимире. В качестве престольного праздника Юрьев (Егорьев) день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах прихода села Божонка – в деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское.
Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.
8. 4 марта в селе Божонка всегда отмечался как день памяти великого князя владимирского Юрия (Георгия). По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году – в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия (Георгия) – основателя города Нижнего Новгорода.
9. По рассказам старожилов, раньше местные богомольцы часто ходили в город Владимир и, якобы, в одном из храмов этого города была надпись о том, что «всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести» – в память о том, что в наших краях погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович.
На основании вышеизложенного, мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступавших под натиском татар отдельных частей русских войск.
Память о событиях той далекой поры жива.
23 сентября 1972 года в селе Божонка по инициативе краеведа В.Д. Попкова была открыта мемориальная стела. Она представляет собой фрагмент крепостной стены, как символ того, что русские воины остановили здесь врага.
Почти восемь веков назад имя небольшой речки Сить было навеки вписано в историю России. Не только энциклопедии и справочники, но и любое учебное пособие по истории, содержит информацию о Ситском сражении – одном из крупнейших в древней истории Тверской земли. Скупые строки школьного учебника, вместившие в себя судьбы тысяч людей, хранят память о трагическом событии в жизни Руси. Сохранить память о славных защитниках Отечества должны мы, живущие сегодня.
Божонка требует к себе внимания. И ждёт его. Необходимо сохранить это место как археологический и историко-культурный памятник Тверской области. Этот объект, на наш взгляд, может быть включен в областную Программу развития туризма. Ведь Божонка, как и Куликово поле, – наша национальная святыня.