Близость расположения того или иного селения к железной дороге, несомненно, нередко оказывала для юноши решающее влияние на выбор жизненного пути. В Тверской губернии этот путь начинался для многих Николаевской железной дорогой.
Так произошло и с Григорием Никитичем Боровиковым. Он родился 28 января 1890 года в деревне Волосово нынешнего Лихославльского района, а в четырнадцать лет, окончив местную земскую школу, пошёл работать подручным на мукомольно-маслобойный завод.
Деревня Волосово стояла буквально в двух верстах от станции Лихославль, и через два года Григорий уехал в Санкт-Петербург и устроился чернорабочим на принадлежавший германскому акционерному обществу машиностроительный завод «Артур Коппель». Затем он перешёл слесарем на завод «Тилмано». Оттуда Боровиков был уволен за организацию забастовки протеста против суда над членами социал-демократической фракции в Государственной думе. В дальнейшем наш земляк работал на заводе «Русско-американского акционерного общества».
С 1911 года он, тогда ещё не догадываясь о будущей судьбе, оказался на всю жизнь связан с флотом. Его призвали на действительную службу, и Григорий служил трюмным машинистом на линкоре «Петропавловск», который был построен на столичном Балтийском заводе и 27 августа 1911 года спущен на воду. В состав действующего флота «Петропавловск» зачислили в конце 1914 года.
Г.Н.Боровиков примкнул к большевикам, во время революционных событий 1917 года руководил арестом флотских офицеров, стал председателем судового комитета корабля и был избран председателем бригадного комитета линейных кораблей Балтийского флота.
В годы Гражданской войны наш земляк участвовал в составе добровольцев-матросов отряда Павла Дыбенко в боях под Нарвой против немецких и белоэстонских войск, а во время Кронштадтского мятежа моряков против власти большевиков в марте 1921 года разоружал на Неве корабли восставших.
С наступлением мирного времени Григорий Никитич занимался материальным обеспечением кораблей Балтийского и Черноморского флотов, затем был старшим начальником Балтийской машинной школы.
В 1929 году Г.Н.Боровиков окончил Курсы усовершенствования начсостава при Военно-морской академии, а в следующем году был назначен начальником и комиссаром Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского и возглавлял его до 1933 года. Оно было основано ещё императором Павлом I как Училище корабельной архитектуры, имело большую и славную историю, а название, с которым его принял под своё начало наш земляк, получило в 1927 году. (С 1 июля 2012 года, после очередной реорганизации, это Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова»).
27 апреля 1930 года, в день вступления Г.Н. Боровикова в должность начальника училища, оно было причислено к разряду высших учебных заведений. Григорий Никитич с головой окунулся в процесс кардинальной реорганизации этого элитного военно-морского вуза.
С октября 1931 года здесь впервые организуются кафедры как центры учебно-воспитательной, методической и научной работы, вводятся новые дисциплины — «практика судостроения и судоремонта», «трюмное дело», «энергетические установки». Учебные курсы оказались преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы — на смены. Механический сектор разделили на дизельный и паросиловой. Для курсантов была расширена ремонтная практика на кораблях и судоремонтных заводах в зимнее время. Была создана лаборатория живучести. Интенсивно совершенствовалась учебно-материальная база.
В июне 1932 года в училище организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи, преобразованная 29 марта 1933 года в Училище связи Военно-морских сил РККА (в последующем — Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С.Попова). В 1932 году в училище была воссоздана существовавшая в имперский период адъюнктура для подготовки высококвалифицированных кадров.
Начальник училища Г.Н.Боровиков выступал против типичных для того времени волевых методов руководства, был сторонником уменьшения военной и политической муштры. В результате в феврале 1933 года партийная комиссия объявила ему строгий выговор за «притупление классовой бдительности и слабое партийное руководство при приёме и воспитании курсантов». Он был снят с должности и откомандирован «для ремонта и снабжения морских сил на Чёрном море».
Но руководители такого уровня были очень востребованы, и, несмотря на возражения политических органов, в 1934 году Г.Н.Боровиков был назначен заместителем начальника Ленинградского отделения Главсевморпути. Он принял самое активное участие в снаряжении рейса «Челюскина» и руководил операцией по спасению челюскинцев на ледоколе «Красин».
Когда-то об этой эпопее знал в деталях каждый советский школьник, но ныне она основательно забыта. Основная канва событий выглядела так.
В 1932 году ледокольный пароход «А.Сибиряков» впервые в истории прошёл арктическую ледовую трассу без зимовки, в одну навигацию. Чтобы закрепить успех, запланировали второе плавание, но в качестве судна был выбран обычный грузовой пароход «Челюскин», мало приспособленный к походу во льдах. Во главе экспедиции встал профессор О.Ю.Шмидт, капитаном был назначен В.И.Воронин. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, из них чуть меньше половины — экипаж, а остальные — научная группа, представители прессы и кино, рабочие-строители и зимовщики, направлявшиеся на далёкую полярную станцию Остров Врангеля.
Пароход «Челюскин» вышел из Ленинграда 16 июля 1933 года, обогнул Скандинавию, пришёл в Мурманск, а оттуда 10 августа вышел в полярный рейс. В сентябре—октябре грозная обстановка возникла у берегов Чукотки. Две недели пароход простоял в тяжёлых льдах, затем три недели его носило течениями взад и вперёд вдоль побережья, а потом увлекло в Берингов пролив — к конечной цели плавания. Но мощное противотечение снова загнало судно в Чукотское море, и начался почти четырёхмесячный дрейф, закончившийся гибелью «Челюскина» на 68°18' с.ш. и 172°51' з.д. 13 февраля 1934 года.
104 человека, оказавшиеся в дрейфующем ледовом «лагере Шмидта» после гибели парохода, были спасены лётчиками Ляпидевским, Леваневским, Молоковым, Водопьяновым, Каманиным, Слепнёвым и Дорониным. Тогда же, в апреле 1934 года, было установлено высшее в нашей стране звание — Героя Советского Союза, и первыми Героями стали именно пилоты, спасшие челюскинцев. Выражаясь словами Бернарда Шоу, сказанными по этому поводу, «трагедия превратилась в триумф».
В 1935 году Г.Н.Боровиков был назначен начальником полярной станции и строившегося порта на острове Диксон в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан, в полутора километрах от материка, на Северном морском пути. Ещё великий мореплаватель Адольф Норденшельд писал когда-то: «Эта гавань — лучшая на всём северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли».
В 1930-е годы здесь были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория. А самый северный в России и единственный в Карском море порт Диксон разместили всё же на материке, в восточной части одноимённого посёлка.
Посетивший Диксон при Боровикове известный писатель Борис Горбатов описал разительные перемены, происшедшие на острове за короткое время. На полярной станции появились теплицы, на острове выстроили универмаг, жилые дома, спортивный городок, типографию, велись работы по строительству причалов. Первые строители порта стали прообразами героев серии рассказов Горбатова «Обыкновенная Арктика».
15 декабря 1936 года Г.Н.Боровикову было присвоено звание бригадного интенданта, приравненное впоследствии к генеральскому. За организацию и проведение зимовок на Диксоне в 1935—1937 годах наш земляк был награждён орденом Красной Звезды.
В 1938 году Григорий Никитич вернулся из Арктики в Ленинград и был назначен на должность начальника Гидрографического управления Главного управления Северного морского пути, сменив первого начальника этой службы Петра Владимировича Орловского.
Осенью 1940 года у него случился тяжёлый инсульт, его нашли без сознания в служебном кабинете. К исполнению обязанностей начальника полярной гидрографии Г.Н.Боровиков больше не вернулся.
Во время Великой Отечественной войны он не захотел оставить Ленинград. Отправив семью в Вологду, Боровиков пережил всю блокаду, участвуя, несмотря на дистрофию и тяжёлую контузию, в обороне города: строил укрепления, дежурил в отрядах ПВО, выполнял различные поручения.
Григорий Никитич умер 6 сентября 1951 года в Ленинграде и похоронен на Шуваловском кладбище, но отыскать могилу пока не удаётся.
В 1963 году по предложению полярных гидрографов решением Архангельского облисполкома мыс на севере острова Куна архипелага Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане получил название «мыс Боровикова». Остров расположен в центральной части архипелага, в составе островов Зичи, имеет координаты — 81°07' с.ш. и 58°22' в.д., размеры — 7,5х3,5 км. Центральную часть острова Куна занимают невысокие снежники, на западе находится скала высотой 228 м, а вдоль побережья тянутся каменистые россыпи.
Земля Франца-Иосифа — часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области, состоит из 192 островов общей площадью 16134 км².
Летом 1914 года до старой базы экспедиции Джексона–Хармсворта на мысе Флора на острове Нортбрук удалось дойти штурману Альбанову и матросу Конраду — последним оставшимся в живых членам экспедиции Брусилова на шхуне «Св. Анна». Их спасла шхуна «Святой Фока», зашедшая сюда за топливом.
К 100-летию экспедиции Брусилова знаменитая тверская яхта «Апостол Андрей» во главе с её бессменным капитаном, кругосветным мореплавателем, кавалером ордена Мужества Николаем Литау прошла маршрутом давней экспедиции и успешно завершила плавание 1 сентября 2014 года в Архангельске, а Николай Андреевич выступил перед школьниками в День знаний.
Именем Григория Никитича Боровикова названа также улица в селе Вёски Лихославльского района. А в соседней деревне Волосово сохранился дом, где он родился.
Сын полярника Дмитрий Григорьевич Боровиков окончил с серебряной медалью в 1948 году Ленинградское нахимовское училище в составе первого выпуска, стал военным моряком. По состоянию здоровья (больное сердце) он был демобилизован, окончил Ленинградский кораблестроительный институт и до выхода на пенсию работал на конструкторских должностях в морском судостроении.
Автор: профессор, доктор культурологи Вячеслав Михайлович Воробьёв