06 марта 2020 года
В Твери дан старт серии круглых столов «Водные пути в истории России и мировой политики»
17 февраля 2020 года в помещении Тверского императорского дворца прошло первое заседание круглого стола «Водные пути в истории России и мировой политики».
Инициаторами этого крупного общественно значимого проекта выступили Российское историческое общество и ОА «Объединённая судостроительная корпорация».

Тверская область называется родиной истока. Здесь на Валдайской возвышенности берут свое начало, а потом разбегаются во все стороны света: Волга, Западная Двина, Днепр, Мета-Цна-Мста (Волхов).

Именно здесь с легендарных времен Геппербореи и Биармии сложился мощный транспортно-логистический комплекс, представляющий из себя систему волоков, позволяющих осуществлять перевалку грузов в любом направлении, который просуществовал до массового развития железнодорожного транспорта, т.е. до конца XIX века.

Один из участков этого комплекса получил в свое время наименование «Путь от варяг в греки», а другой «Путь из варяг в арабы». Именно этот транспортно-логистический хаб явился экономической основой рождения известных русских городов: Новгорода, Киева, Смоленска, Полоцка, Твери, а также государств: Киевской, Владимирской, Тверской и наконец, Московской Руси.

Великий Петр понимал роль водных транспортных путей и используя элементы этого логистического кластера на месте бывших волоков проложил каналы, связав весь север России с центром страны. Прорубив «окно в Европу» «Ногою твердую встав у моря» он, строя морскую империю, закрыл систему внутренних коммуникаций от внешних врагов, заложив одномоментно три крепости Санкт-Петербург, Петрозаводск и Тагонрог.

Сталин пошел еще дальше, построив системы Волго-Балтийских и Волго-Донских каналов, превратив Москву в порт пяти морей и двух океанов – немыслимое и невиданное ранее в мировой истории. Он создал транспортную систему, способствующую опережающему развитию экономики СССР в предвоенные годы и обеспечил будущий фронт Великой Отечественной войны, раскинувшийся от Мурманска до Кавказа, мощнейшей системой тыловых коммуникаций. Как Верховный Главнокомандующий, он, превратив крупнейшие реки России в мощные рубежи обороны, измотал, и наконец на Волге-матушке, сломал хребет фашистскому зверю.

Можно с уверенностью сказать, что на протяжении многих веков Россия развивалась и строилась, как речная цивилизация. А родина Великого истока была началом-начал этой цивилизации, что оставило свой отпечаток не только на проживающих здесь людях, но и на формирование мироощущения всего нашего народа, заложив исключительную черту русского человека – уметь видеть за горизонт, и думать за все пространство, что в итоге и определило многовековую историю движения по рекам на юг, север, восток, одним словом к морю.

Не случайно, что именно отсюда Афанасий Никитин ушел искать свой путь в Индию за 20 лет до Колумба. Да и командор Витус Беринг готовил Великую Северную экспедицию, которая и начертала наши рубежи и пределы, отмеченные на карте мира до скончания века, как раз в Твери 275 лет назад. Здесь же на тверских верфях он построил свою флотилию и оснастил всем необходимым, для этого грандиозного предприятия.
Да и после Беринга тверитяне продолжали свое движение на север и восток, неся какой то особый речной или морской генетический код, обладая особенным уровнем пассионарности. Около 250 тверских имен на карте Северо-Ледовитого и Тихого океанов. Сегодня мы насчитываем более 200 адмиралов, первопроходцев, дипломатов, первосвятителей, которые раздвигали пределы русского мира на протяжении веков.

Даже в новейшей истории России с 1993 года из шести Главнокомандующих Военно-Морским флотом РФ двое – Массорин В.В. и Королев В.И. – наши земляки.

Согласно работе Льва Лурье «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка» до 10 процентов всех жителей Санкт-Петербурга ещё в начале 20 века составляли выходцы из тверских земель. Мы с Вами знаем кимрских-савеловских сапожников, а были еще ялочники, обслуживающие на своих или арендованных ялах-шлюпках базу флота Кронштадт – осташи. Они же рыбаки и корабельные плотники. Пароходные кочегары и машинисты – зубчане. Весь мелкий каботаж, боцмана и матросы – старичане и новоторы. Портовые грузчики – бежецкие, да ржевские мужики.

А вспомните картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Так вот столица бурлачества – город Рыбинск. Весь хлеб в Санкт-Петербург и на Русский Север шел по Волге и Шексне. Но на Вышний Волок с его быстринами и перекатами шли только самые подготовленные профессионалы из местных.

Наш земляк, чувствуя и ощущая в себе этот неугомонный код-стержень, Лев Гумилев, определил многовековое движение нашего народа к морям, одним махом, одной фразой – «Россия морей». Так вот «Россия морей» берет свое начало на Родине истока. Истока нашего миропонимания. Истока русского духа.



Автор: Сергей Александрович Спиридонов