30 января 2018 года

Светлой памяти Надежды Балуевой

Скончалась Наденька Балуева, большой друг Тверского края – голос народной песни исконных и древнейших русских земель ярославских. Царство ей небесное и вечная память

Буквально накануне как всегда воссиявшей миру Вифлеемской Звезды в Ярославле погасла яркая северная звёздочка. 5 января не стало большого друга Ассоциации Тверских Землячеств Надежды Николаевны Балуевой.
В Ярославле ее хорошо знали, как величайшего патриота родного края и непреклонного градозащитника. Надежда с семьей жила в Красноперекопском районе, в Закоторосольной части города, в бывшей фабричной слободе. Здесь находилась знаменитая на всю Россию Ярославская Большая Мануфактура – детище купца Затрапезного в послепетровское время (была основана в 1722 г.), активно развивавшаяся затем благодаря купеческой династии Корзинкиных. Это здесь прошла ткацкая юность первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Здесь прошла и ткацкая юность самой Надежды Балуевой. Улочка с её деревянным домом находится неподалеку от замечательного по красоте и «голландскому» стилю Петропавловского собора, возведенного Затрапезным по образу и подобию петербургского собора в Петропавловской крепости. Этот исторический ландшафт – парк, каскады прудов, – много лет защищала Надежда Николаевна. С друзьями и единомышленниками, которые избрали её своим председателем, она создала региональную общественную организацию возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода». Устраиваемые ею народные праздники и гуляния – святки, беседы, колядки, хороводы, и прочая, прочая, прочая, постоянные экскурсии, причем на альтруистической основе, а, если нужно, то и твёрдое противостояние с властью и бизнесом, покушавшихся на застройку слободы, – всё это сделало Балуеву заметной фигурой среди градозащитников и в итоге привело к избранию в Общественную палату Ярославской области.

Собирая фольклор, чудесные и чуть было неутраченные фабричные песни и прибаутки, в том числе, и в жанре духовных песен, продвигая в мир русскую народную культуру, Надежда при этом была способна на диалог культур в рамках «Ассамблеи народов России» (она являлась заместителем председателя и членом президиума Ярославского регионального отделения Ассамблеи). Она стремилась понять, что хорошего может привнести та или иная диаспора в жизнь Ярославии, а сама считала нужным сделать им прививку русской культурой, причем не «попсово»-бутафорской, а подлинно исконной.

Со временем, после ухода с производства и начала педагогической работы в школе, Надежда получила второе высшее образование – историческое. Однажды она приняла решение заняться изучением Смутного времени. Ведь когда-то на месте слободы находился небольшой древний монастырь, который был сожжен, а его иноки утоплены в пруду. Так с непокорными ярославцами расправился карательный отряд полковника Микулинского, много бед причинивший и Тверскому краю (особенно в Бежецке и Калязине).

Программа «Под княжеским стягом», посвященная князю-освободителю Скопину-Шуйскому и его воеводам, ставшая межрегиональной, нас и соединила. В нашем общем проекте Надежда Николаевна сразу стала координатором программы в Ярославском регионе. Вместе с ней или порознь, но потом обязательно встретившись в заранее выбранном пункте, мы прошли много вёрст дорогами русского воинства и ополчений XVII века по тверским, ярославским, костромским, владимирским и подмосковным дорогам. Вместе заседали, подводя итоги наших исторических походов в Общественной палате России. Вместе участвовали в историко-патриотических реконструкциях и фестивалях в Калязине, Александрове, Кохме (возле Иваново) и в селе Григорьевском под Ярославлем. Вместе выступали на родине Кузьмы Минина в Балахне в рамках дружественной нашей программы «Под княжеским стягом» программы «Алтарь Отечества» и потом вместе же добирались на автобусе до Красной площади в Москве, чтобы возложить цветы к памятнику Минина и Пожарского. Вместе стояли на панихидах по Скопину-Шуйскому в Архангельском Соборе Московского Кремля.

Особым пиететом для нас обоих пользовался замечательный военачальник земской армии Скопина-Шуйского, воевода сибирских стрельцов Давид Жеребцов. Для меня – потому что, он защищал мой родной Калязин в августе 1609 года и погиб при обороне Троицкого Калязинского (Макарьевского) монастыря в мае 1610 года. Для Нади – потому что он получил за свои подвиги от царя Василия Шуйского в награду древнее село Шумарово (сейчас затоплено вместе с городом Мологой водами Рыбинского водохранилища, но высится в виде острова на этом рукотворном море) и село Поводнево под Мышкином. В этом населенном пункте некоторое время жила её дочь с внуком Даниилом. Даню Надежда Николаевна раньше брала с нами в походы. А еще относительно Жеребцова следует добавить, что он происходил из ржевских помещиков и был в родстве с Игнатьевыми. Вместе со стрельцами из Мангазеи, которых он привел на помощь Скопину-Шуйскому, он освобождал знаменитый Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме и первым прорвался на помощь осажденному Троице-Сергиеву монастырю (нынешней Свято-Троицкой Сергиевой Лавре). Про Калязин уже говорилось. Так что – самый настоящий освободитель трёх Троицких монастырей! Да еще каких… После его гибели, в Шумарове и Поводневе остались сиротами четыре его дочери. Удалось установить, что со временем одна их низ вышла замуж за князя Козловского, а вторая – за бежецкого помещика Боборыкина.

В 2010 году, во время акции на частном теплоходе «Михаил Ломоносов», при поддержке компании «Дюна» и лично Виктора Рыбина, нам удалось установить изготовленный в Рыбинске Поклонный Крест в память о Давиде Жеребцове на Шумаровском острове. В шлюпке мы были с Надей вместе и слышали под звуки набегавших волн её замечательное пение. Перед отплытием из Калязина поклонились другому Кресту в память о Жеребцове на здешнем Монастырском острове, вырезанном из старого церковного известняка нашим дружеским художником Николаем Желтушко. Прошло шесть лет, и вот в июле 2016 года вместе с членом Общественной палаты Ярославской области Надеждой Николаевной Балуевой мы, наконец, смогли открыть мемориальную доску в честь Давида Жеребцова в мышкинском селе Поводневе. Оставалось самая малость – установить мемориальные знаки на малой Оковецкой родине Жеребцова в Селижаровском районе Тверской области и в самом Ржеве. Надя Балуева рвалась принять в этом участие. Теперь придется доделывать за неё и в память о ней. Она уже было собралась приехать в Ржев, и лишь болезнь помешала этому.

Жила она очень аскетично, зато почти каждодневно принимала в своем настежь открытом доме гостей и экскурсии. А там было что посмотреть, например, работающий старинный ткацкий станок. Воспитала, наряду с родными дочерьми, приёмную дочь. На моей памяти у неё в разное время две девочки-студентки жили (одна из-под Кашина, другая из Калязина). Даже, будучи тяжело больной, она преодолевая боли, проводила свои последние экскурсии по любимой Петропавловской слободе. Похоронили её в день Рождества Христова. В такие великие дни хоронят лишь настоящих праведников. В память о ней выкладываю фильм нашего общего друга Сергея Козлова о воеводе Жеребцове, в съемках которого мы с Надей принимали активное участие. Её чудесный голос звучит на протяжении всего фильма.
Автор: Ярослав Леонтьев