Имя русского поэта Владимира Николаевича Соколова (1928–1997) – одно из самых общепризнанных и почитаемых в русской поэзии второй половины ХХ века. Родился он и провел детские годы в Лихославле. Чудесны его стихи о милом его сердцу городе, с которым было связано прошлое, к которому он был устремлен в будущем. И, конечно, нашли отражение в его творчестве мотивы, связанные с природой Верхневолжья. Он воспел Осташков, запечатлев и набережный сад с его «молочной зеленью», и пристань, пахнущую волной и дождем, и старинную колокольню, нарисовал верховье Волги. Уже первый его сборник стихов «Утро в пути» (1953) привлек внимание читателей особой интимной интонацией и лиризмом.
Значение его творчества выходит далеко за пределы нашей области и даже России. Особое место в его творчестве заняла тема Болгарии. Проблемы мироздания сопрягаются у него с социальным планом. Эстетические ориентиры творчества В.Соколова близки «деревенской» поэзии, «тихой» лирике. Но по своей сути Соколов – поэт городской. Не случайно один из своих сборников поэт назвал «Городские стихи». Большое влияние на него оказала урбанистическая лирика А.Блока.
Через пейзаж и тему любви В.Соколову удается выйти к тонкому и глубокому воплощению темы Родины. Он стремится дать целостное представление о России, синтезируя в едином образе её природу и индустрию, её прошлое и настоящее. Он выступает против фальши, гордыни, погони за славой, против притворства и ханжества. Поэт утверждает интерес к рядовому, обычному человеку, которого революционные романтики заклеймили как обывателя и мещанина. Внимание к внутреннему миру человека находит воплощение не только в пейзажной и любовной лирике, но и в стихах об искусстве, о поэзии. Он утверждает идеал нравственной чистоты, искренности, гармонии с окружающим миром, стремится к естественности.
В.Соколов во многом предвосхитил тенденцию обращения русской поэзии к традициям православной духовности, возрождение которой проявилось только в 1990-е годы. Следует подчеркнуть, что уже в период 1960–1970-х для поэта было характерно сопряжение тем любви, природы и Веры. Образ церкви, храма как носителя духовности уже в то время стал одним из сквозных в его поэзии. Во многом это символ верности заветам предков.
В.Соколов – поэт традиционный, но следует подчеркнуть, что воскрешение тех или иных идейно-художественных традиций в его творчестве не случайно, оно зависит от требований эпохи. В этом смысле обращение В.Соколова к вершинам русской поэтической классики обусловлено тем, что у его великих предшественников проявлялось огромное чувство тревоги за судьбы мира и человечества.
В СОРОК ВТОРОМ
Во флигельке, объятом лютой стужей,
В сорок втором, чтобы согреть сестру,
Я бросил в печку сказки братьев Гримм.
Железная печурка загудела.
Сидели мы, коленки обхватив,
Уставясь в жар, в распахнутую дверцу.
Там замки рушились, дома горели,
То великан, то карлик погибал…
Потом все стало только горсткой пепла.
А за окошком слабым вьюга крепла.
Как тень прохожий редкий пробегал.
Теперь, когда об этом вспоминаю,
Когда так много лет и зим прошло,
Меня на миг, как будто сам сгораю,
Охватывают ужас и тепло.
Владимир Соколов