Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Происхождение свое Пикули ведут из украинского села Кагарлык. Отец – Савва Михайлович Пикуль – крестьянский парень, начинал матросом на эсминцах тревожной Балтики. А в 1943 году геройски погиб при защите Сталинграда, будучи комиссаром батальона морской пехоты. Мать – Мария Константиновна Каренина происходила из псковских крестьян. На всю жизнь сохранил он память о своей бабушке Василисе Карениной, считая, что именно она привила ему любовь к «нашему великому, удивительно емкому и красивому русскому языку».
Когда началась война, Валентин Пикуль закончил всего пять классов. На этом и завершилось его «официальное» образование. Зиму 1942 года тринадцатилетний Валентин пережил в блокадном Ленинграде. Весной 1942 года эвакуировался в Архангельск, по месту службы отца, оттуда убежал на флот, в школу юнг. Валентину тогда исполнилось четырнадцать лет. В декабре 1942 года, уже на Соловках, Пикуля привели к присяге. А с сорок третьего он воевал на Северном флоте в составе экипажа Краснознаменного эскадренного миноносца «Грозный». В шестнадцатилетнем возрасте стал командиром боевого поста, а чуть позже получил должность штурманского электрика. Наравне со взрослыми Валентин нёс изнурительные 12-часовые вахты, сутками не снимая коченеющего на морозе бушлата, участвуя в уничтожении германских подводных лодок, в отражении атак вражеских самолётов и сопровождая морские конвои союзников. В 1945 году ему исполнилось 17 лет, а он уже был настоящим ветераном, с рано поседевшей головой и боевыми наградами на флотском мундире.
В литературу Пикуль пришел из войны и от войны. И этим близок тем писателям, которых за сходство их биографий и определенную творческую близость принято называть писателями «второй волны» военной прозы. Как и они, он лично прошел и испытал военное лихолетье. «Я пытался в книгах того времени найти правду о войне и зачастую не находил… И тогда запала мне в душу грешная мысль написать обо всем виденном самому», – вспоминал В.Пикуль.
Все пережитое в годы Великой Отечественной войны заставило Валентина Пикуля задуматься об истоках мужества советских людей, о глубинных корнях русского народа. Патриотическая линия – главная тема в творчестве писателя.
Его судьба действительно поистине уникальна. Он стал писателем, не имея не то что высшего литературного, но даже обычного среднего образования! Тем не менее, богатству его литературного языка может позавидовать любой именитый академик-филолог. Своего умения Пикуль достиг упорным трудом, занимаясь самообразованием.
Этот необыкновенный человек привил очень многим людям любовь к отечественной истории. Своими воспоминаниями о встречах с В.С.Пикулем, размышлениями о его творчестве делится председатель Совета Ассоциации Тверских землячеств, капитан первого ранга С.А.Спиридонов.
К юбилею В.С.Пикуля
Моя служба корабельного офицера началась в 1976 году, когда я был назначен командиром БЧ 1-4 многоцелевой дизельной подводной лодки 613 проекта С-191 «Псковский комсомолец» 22-й бригады 37-й дивизии подводных лодок Дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Корабль стоял в заводе СРЗ 177 г. Рига. Ну, а мы всю ту осень, отложив моря, занимались скорее партийно-политической работой, нежели боевой подготовкой. Будучи избранным секретарём комсомольской организации, я с головой погрузился во все шефские дела.
Тёплым сентябрьским днем мне было поручено поздравить с 60-летием Л.П.Ефременкова, бывшего в 1944–1945 гг. старшим помощником командира легендарной С-13 – Героя Советского Союза А.И.Маринеско. Встречи с Львом Петровичем помогли мне узнать много нового о Подводнике №1 Подводных Сил флота, несмотря на бытовавшие в тот период сплетни и домыслы. Конечно, что-то забылось, но часть этой информации удалось применить по истечению 30 лет, когда готовился сценарий фильма «Первый после Бога», создателей которого А.Б.Бондаренко и М.Г.Калатозишвили мне пришлось консультировать по команде адмирала флота Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина.
На этом вечере мне посчастливилось познакомиться с Валентином Саввичем Пикулем. Тогда он был уже достаточно известным писателем. Несколько раз по моему приглашению приходил на корабль. Выступал перед моряками, отвечал на вопросы офицеров. Бывало, мы гуляли по живописному берегу Рижского залива в местечке Вокар Були (если помню правильно), где он и проживал в частном доме. Эти контакты продолжались, пока я служил в Усть-Двинске.
Был какой-то перерыв, пока я учился в Москве. Мы встретились снова в 1985 году, когда я уже выполнял обязанности помощника военно-морского атташе СССР в США. Разговор получился недолгим. Кто-то куда-то очень спешил. Говорили о Тихом океане, о Дальнем Востоке, вспоминали род Панафидиных. Его интересовала тема Русско-японской войны. Он искал материалы о тех событиях, пытаясь подтвердить какие-то свои предположения. Кстати, мне удалось найти и передать В.С.Пикулю несколько книг, написанных оказавшимися на чужбине офицерами Российского флота, в том числе, о морском кадетском корпусе, ныне Морской корпус Петра Великого.
В том же году вышла его книга «Крейсера», как бы последний роман в цикле «дальневосточных», если так можно выразиться, наряду с «Богатством» и «Три возраста Окини-Сан». Бесспорно, увлекательных, но не открывших чего-то самого главного. Сегодня я понимаю, что он пытался, но не смог, в силу понятных ему одному обстоятельств, рассказать о причинах и последствиях, а возможно и каких-то своих предчувствиях грядущего, вызванных событиями почти забытой войны.
В советские годы тема Русско-японской войны была не то чтобы закрытой, но не принятой для широкого обсуждения. «Прогнившее царское правительство, обнищавший народ, никому ненужная империалистическая война, поражение в которой послужило поводом для первой русской революции». Почему не написал? Не знаю. Не хватило времени? Вряд ли. Скорее что-то еще. То, что не высказался по этой теме, его сильно расстраивало, чему есть некоторые подтверждения.
Россия начала восхождение на свою голгофу именно в период Русско-японской войны. Существовавшая тогда государственная идеология была сформулирована в девизе «За Бога, Царя и Отечество» и впервые против этого триединства начинают объединяться все – и внутри, и снаружи. Впервые спецслужбы иностранных государств финансируют различные подрывные элементы. Деньги, оружие, запрещенную литературу получают политические партии, в том числе, РСДРП. Ведется подкуп представителей правящего класса на самом высоком уровне. Впервые в японских концентрационных лагерях офицеры английской разведки проводят занятия с пленными русскими солдатами и матросами. Готовят будущих борцов за народное счастье. Все русское, отечественное объявляется устаревшим, смешным и даже позорным. Пнуть власть, веру, историю страны, армию, флот становится особенно модным. Причем, происходит это при абсолютном попустительстве со стороны высших эшелонов власти, бизнеса и интеллигенции. И никакая отвага солдат, матросов, казаков, никакая доблесть офицеров, генералов, адмиралов не могла компенсировать предательство элиты.
Бой «Варяга» как символ, кстати, далеко не единственный в истории Русско-японской войны, такими же героическими были сражения крейсера «Дмитрий Донской» и ряда других кораблей – последний рыцарский бой в мировой истории военно-морского искусства. Поверженных противников – плавающих матросов с потопленных кораблей еще не расстреливают из пулеметов. Офицеров после сдачи личного оружия отпускают домой. В том бою русские моряки выполнили свою присягу до конца. Между прочим, клялись тогда не «перед лицом своих товарищей», а перед Богом на Евангелии. В Чемульпо иностранные корабли, чьи команды были изумлены доблестью русских моряков, встречали «Варяг» в парадном строю под звуки Государственного гимна России: «Боже, Царя храни…». Россия пока еще, правда по традиции, оставалась с Богом.
Но уже трещина, пусть еще не очень заметная. И в нее как в топку бросаются новые и новые мешки фунтов и долларов. На вооружение поставлены новейшие достижения и технологии, передовые теории и практики мирового противостояния, в том числе, геополитика как самое перспективное направление развития международных отношений. Ко времени подоспела и концепция сэра Хэлфорда Маккиндера (Halford Mackinder), квинтэссенцией которой является мысль о возможности достижения мирового господства только при условии уничтожения России как мощного независимого государства, имеющего тысячелетнюю историю государственного строительства и занимающего самую главную территорию – шапку сердцевинной земли – Heartland.
Именно это положение геополитики было взято за основу внешней политики Великобританией и США, и для достижения этой цели в итоге была развязана Русско-японская война. А все последующие события мирового порядка на протяжении минувших 110 лет являются только продолжением Русско-японской войны – и Первая, и Вторая, и «Холодная», да и Третья, которая сегодня все больше и больше скатывается в свою военную фазу. Все остальное – мирное сосуществование, разрядки, перестройки, перезагрузки – только розовый туман дезинформации и продолжение глобального мирового противостояния другими способами.
Конечно, в середине восьмидесятых все это понять было достаточно сложно. Хотя? Буквально, в самый первый год моего пребывания в Вашингтоне разразился очередной шпионский скандал, в результате которого из США было выслано несколько десятков дипломатов, по мнению ФБР, являвшихся сотрудниками советских спецслужб. Наши коллеги с семьями выехали в течение 24 часов, прихватив только самое необходимое. Ну а нам было поручено собирать их вещи, паковать в контейнеры и отправлять на Родину. Работа была организована четко. И вот во время сборов один из моих коллег неожиданно говорит: «То ли Горбачева расстреляют как врага народа, то ли он нас сдаст англосаксам с потрохами». Я был в шоке. У меня тоже, конечно, были какие-то сомнения в правильности проводимых перестроечных мероприятий. Но к такому смелому выводу сам я не был еще готов. Коллега оказался прав – значит, были уже в 1986 году люди, которые понимали что происходит и чем все это может закончиться.
Но вернемся к В.С.Пикулю. На то он и выдающийся писатель, чтобы увидеть, понять, прочувствовать больше, чем все остальные. Какие-то признаки натолкнули его на мысль о возможной скорой гибели Советского Союза из-за предательства элиты – на тот момент коммунистической. Ведь тогда тоже утратили веру. Потеряли что-то самое главное. И писатель не мог не видеть этого. Вероятно, хотел предупредить, предостеречь, предотвратить. Но не успел. И остались еще недосказанными темы Русско-японской войны и обороны Порт-Артура. Вот это его и расстраивало. Переживал. Даже, наверное, страдал. Возможно, это мои предположения.
И из жизни то ушел так рано, скорее, по этой же причине. Как мой отец, как моя мать, как поколение ветеранов Великой Отечественной войны, положивших на алтарь Отечества все свои силы. Да что там силы. Всю свою жизнь. Поколение, добывшее Победу и плакавшее от счастья весной 1945-го, не смогло спокойно пережить позор горбачевского предательства.
Много лет спустя у моего близкого товарища В.М.Воробьёва я случайно увидел книгу Ирины Валентиновны Пикуль «Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы».
История иконы «Порт-Артурской Божией матери» или «Божия матерь на мечах» сама по себе очень интересна, таинственна и удивительна: как писали Икону со слов старого матроса Феодора из Бессарабии, участника обороны Севастополя, к которому явилась Богородица и предупредила о грядущей опасности для России на Дальнем Востоке. Как собирали средства, как везли её во Владивосток. Как вольно и невольно затягивались дела с направлением Иконы в Порт-Артур то командующим Первой Тихоокеанской эскадры вице-адмиралом Н.И.Скрыдловым, то главнокомандующим русскими войсками генералом А.Н.Куропаткиным. Они, даже не то что бы из-за вопросов какой-то безопасности, из-за угрозы своему личному благополучию не выполнили Божественное предначертание. Это ли не потеря веры, что, по словам Иоанна Кронштадтского, и явилось главной причиной поражения Русской армии. Как эту Икону утратили и как она счастливым образом была обретена через 80 лет в Израиле и сегодня хранится в Никольском кафедральном соборе города Владивостока.
Ирина Валентиновна, в каком-то смысле, продолжая дело отца, рассказала историю ещё одного списка Иконы. Она связана с семьёй морского офицера Александра Васильевича Лебедева, который в разное время командовал мореходной канонерской лодкой «Отважный» – сегодня по классу кораблей это примерно фрегат, клипером «Забияка» – лёгкий крейсер. А в ходе обороны Порт-Артура был командиром флотского батальона. Капитан 2 ранга А.В.Лебедев проявил исключительное хладнокровие и героизм во всех выпавших на его долю боях. Так и застыл с офицерским палашом и револьвером в руках, пронзенный пулей прямо в сердце. Японцы, прежде чем придать его тело земле, провели своих солдат строевым маршем для отдания воинской чести бесстрашному русскому офицеру.
Его сестра А.В.Андерсин-Лебедева дважды, как потом выяснилось, безуспешно делала попытку передать список Иконы в осаждённый Порт-Артур – брату. Узнав о гибели брата, приложила все усилия и добилась официального разрешения японской администрации посетить могилу Александра Васильевича. Собираясь в дальнюю дорогу, заказала Икону в Тверском Николо-Малицком мужском монастыре, известного в те годы своими иконописцами. Вот этот образ и достиг Порт-Артура в 1907 г. Икона была помещена в крест на братской могиле русских воинов, где и покоился ее любимый брат Сашенька.
Встреча с книгой Ирины Пикуль заставила вспомнить детали нашей последней встречи с Валентином Саввичем. Мне как-то было не совсем понятно, почему в его произведениях упоминались именно Панафидины. Да, конечно, знаменитый дворянский род, подаривший флоту аж дюжину офицеров. Кстати, один из героев романа «Крейсера» Сергей Николаевич Панафидин был мичманом крейсера «Богатырь». Ну, а еще? Я связался с моим хорошим приятелем А.В.Шитковым – главным хранителем Старицких тайн. Именно на Старицкой земле находится Курово-Покровское – родовое имение Панафидиных.
Выяснилось, что существует версия, по которой бабушка В.С.Пикуля была из этого рода. Если это так, то можно предположить, что В.С.Пикуль хотел пропустить через себя, прочувствовать через кровь своего родственника и распознать надвигающуюся угрозу империи. А не написал, потому что не верил, не мог поверить, что близится гибель СССР.
Николо-Малицкий мужской монастырь существует и поныне. Знаменит своей чудотворной иконой Николая Угодника, спасшей когда-то Тверь от чумы и еще много чего сотворившей. Отличается своим благолепием. Почитается тверитянами. Служба проводится по-афонскому – очень красивому, и если так можно сказать, исключительно строгому обряду. Монахи и послушники во главе с настоятелем игуменом Борисом (Тулуповым) бережно хранят память о Тихоокеанской трагедии. А еще, и это, наверное, самое главное, батюшка Борис восстанавливает сразу три монастыря. Мы то с Вами мирские, и не знаем, какие силы приходится прилагать настоятелю. Мы не можем представить, как это трудно. Да и возможно ли вообще? Но он верит. Верит Свято. Вот нам бы так всем верить в Бога, в Страну, в Народ, в самих себя, наконец. Где нам Веру, дважды утраченную, обрести заново? Может у отца Бориса? Время, похоже, пришло.
Председатель Совета Ассоциации Тверских землячеств, капитан 1 ранга Спиридонов С.А.