В Москве прошла выставка живописной коллекции «Река времени. Забытые войны», посвященная 160-летию завершения Крымской войны

Организаторами проекта выступили Российское военно-историческое общество, Русское географическое общество, ГБУК Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Творческое объединение художников «Мастерская морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова, Ассоциация Тверских землячеств. Активное участие приняли также Союз моряков-подводников ВМФ РФ и Российское Дворянское Собрание.
Эту выставку смело можно назвать уникальной, так как российские художники, наши современники, обратили свой взор на события тех войн в истории, которые в силу различных причин оказались «забытыми», но при этом сыграли значительную роль в определении облика современной России. Новизна созданных произведений заключается в глубоком погружении художника в историческую, географическую, духовно-нравственную среду исследуемого периода. От тщательного изучения архивных материалов до персонального участия в масштабных реконструкциях сражений прошлых времен.

Выполнение столь сложной задачи оказалось под силу творческому объединению художников «Мастерская морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова», работающих в жанре исторической морской и батальной темы современной реалистической школы. Возглавил проект Вадим Владимирович Спиридонов – член Союза художников России, вице-президент Российской ассоциации художников-маринистов, в недавнем прошлом офицер-подводник, капитан 1 ранга, командир атомного подводного крейсера. Замысел проекта «Река времени. Забытые войны» направлен на восстановление исторической справедливости, сохранение военного и военно-морского наследия Отечества, патриотическое воспитание молодежи, а также дальнейшее развитие и популяризацию традиций русской живописной школы.

Обширный подготовительный материал для картин собирался в экспедициях по местам прошедших событий, в ходе военно-исторических и этнографических пленэров, в многочисленных поездках по местам, связанным с жизнью и деятельностью героев полотен.

Активное участие Ассоциации Тверских землячеств в этом проекте объясняется неразрывными историческими связями тверской земли и Крыма. К примеру, на полуострове размещались факторинги тверских купцов в тот период, когда Русью правили тверские князья, то есть – между владимирским и московским этапами развития государства. Еще одной связующей нитью можно назвать описание Феодосии, носившей тогда название Кафа, в знаменитой рукописи «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Теперь там по инициативе Ассоциации поставлен памятник нашему известному земляку-путешественнику. Отметим, что порядка 15 площадей, улиц и скверов в Севастополе – городе морской русской славы – названо в честь людей, рожденных на тверской земле. Навеки занесены на скрижали истории имена вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, доктора Николая Ивановича Пирогова, сестры милосердия Екатерины Михайловны Бакуниной.

Выставка, посвящённая событиям Крымской войны, является своего рода итогом первого этапа проекта «Река времени. Забытые войны». Второй этап, реализация которого займет около трех лет, будет посвящен Русско-японской войне 1904– 1905 гг.

В 2020 году исполняется 115 лет со дня ее завершения. К сожалению, революция 1905 года, Первая мировая война, Великая октябрьская социалистическая революция и другие «пылающие», «огненные» и кровавые события XX века заслонили войну на востоке империи. А вместе с тем, именно она предопределила роковые события прошлого века, впоследствии названые «Русской Голгофой».

Именно на Дальнем Востоке проходит граница российской территории, рубеж пространства нашей культуры, предел русского духа. Во что уперлось 300-летнее движение России на Восток? Только ли в океан? Нет. В православии самоубийство является страшным грехом. В Японии же харакири – высшая привилегия самурая. И тут, согласитесь, география уже ни при чем, здесь есть и некий духовный барьер.

На Дальнем Востоке, как и на Кавказе, и в Средней Азии, Россия «упёрлась» и в зону английских интересов. Великобритания всегда рассматривала Китай как один из своих рынков сбыта, в том числе и наркотиков. Вспомните опиумные войны. Андрей Евгеньевич Снесарев, основоположник военной географии как основной части геополитики, офицер стратегической разведки Российского Генерального штаба, характеризуя постоянство национальных интересов короны, говорил: «Англия мыслит веками и континентами». Вот у кого поучиться бы! С другой стороны, раз мы с ней постоянно сталкивались, значит, и у нас умели мыслить этими категориями. Когда разучились? Где нам привили хуторское, куриное восприятие мира, при котором не может быть широты и простора, которые присущи русскому характеру. Помните, у Алексея Толстого: «Край ты мой, родимый край! Конский бег на воле!». Почему воли-то этой боимся, зачем бежим от неё? Пить с казацкой шашки научились, а Отечество меряем гектарами да сотками приусадебных участков.

Уперлись. А результат? Много чего в итоге произошло. А тут еще и Русско-японская война. Сражение «Варяга» – последний рыцарский бой в истории военно-морского искусства. Русские моряки на глазах Востока и Запада выполнили свою присягу до конца. Между прочим, тогда торжественно клялись не «перед лицом своих товарищей», а перед Богом на Евангелии. Россия ещё оставалась с Господом. В Чемульпо иностранные корабли, чьи команды были изумлены доблестью русских моряков, встречали потрепанный в бою, но не сдавшийся «Варяг» с его последнего боя в парадном строю под звуки Государственного гимна России. Весь мир облетела весть об этом подвиге. Воодушевлённый мужеством русских моряков, австрийский поэт Рудольф Грейнц написал песню, которая у нас стала народной и строевой: «Наверх вы, товарищи, все по местам!» Японцы в программе подготовки морских офицеров подвиг крейсера «Варяг» представляют как образец исполнения военного долга.

Но уже пошла трещина. На горизонте – трагедия русского народа XX века. Революционеры всех мастей подрывают устои государства. Тогдашняя официальная идеология России была сформулирована в девизе «За Бога, Царя, Отечество!», и все вокруг объединились в борьбе против этого триединства. Спецслужбы иностранных государств финансируют подрывные элементы внутри страны. Везут оружие террористам, раздают деньги болтливым политикам, подкупают элиту. И не только японцы. Великобритания. Как без неё? Всего за 12 лет потеряли всё. А союзники нас предали. Зачем мы союзникам без Бога, Царя и Отечества? Дружат с сильными. Слабых рвут.

В решающих сражениях на суше и море в той почти забытой войне, названной Русско-японской, с обеих сторон принимало участие более миллиона человек. Количество погибших и умерших от ран составило порядка 150 тысяч. Причем японцев практически в два раза больше, чем русских. Большое количество умерших от ран объясняется отсутствием службы сестер милосердия. За ранеными русскими военнопленными ухаживали православные японцы – воспитанники Николая Японского.

Что в итоге осталось в памяти народной по истечении почти 115 лет?

«Наверх вы, товарищи, все по местам!», «На сопках Маньчжурии», «Раскинулось море широко», «Варяг», Цусима, Порт-Артур, Новиков-Прибой. Божья Матерь на мечах или Порт-Артурская Божья Матерь. Кстати, список иконы, который все-таки достиг Пор-Артура, был написан в Тверском Николо-Малицком монастыре. Еще подводникам из истории военно-морского искусства известно, что наши подводные лодки впервые в мире начали уходить под лед. А японцы не атаковали Владивосток с моря, потому что очень опасались именно русских подводников.

Справедливости ради надо отметить, что ход событий Русско-японской войны освящался в тот период достаточно полно. Ежедневно выходил иллюстрированный вестник «Летопись войны с Японией», оформленный И.Я. Билибиным. На фронт отправлялись известные российские художники. Зарисовки сражений и военного быта, выполненные Н.С. Самокишем, И.А. Владимировым, Г.Б. Якуловым, М. Езычевским, И. Петровым, А. Сафоновым, Н. Кравченко, поражают своим мастерством и особой достоверностью.

Наброски несомненно ценны для истории и в качестве материала для создания масштабных полотен, которые, к сожалению, так и не увидела ни российская, ни мировая общественность. Не удалось воплотить в жизнь и творческий замысел художника Василия Верещагина, жизнь которого оборвалась при трагической гибели броненосца «Петропавловск».

Современные художники «Мастерской морской и батальной живописи им А.П. Боголюбова» при поддержке всех участников проекта выступили с гражданской инициативой по увековеченью памяти павших русских воинов через создание художественной летописи Русско-японской войны.

В сражениях и схватках, боях и походах приняли участие люди, многие из которых ещё не раз появятся на подмостках мировой истории, кто-то со славой и любовью, кто-то с позором и презрением. Среди первых и наши тверские земляки. И это не случайно.

Тверская земля, являясь великим истоком и неиссякаемым родником русского духа, неразрывно связана с далёким Тихоокеанским регионом. Самые первые дипломатические отношения с Китаем и Японией были установлены нашими земляками. В акватории Тихого океана можно встретить острова и проливы, названые в честь наших мужей, – всего здесь более 250 тверских имён и названий.

Тверитяне раздвигали просторы, устанавливали отношения с соседями, развивали и защищали новые рубежи. Золотыми буквами в историю вписаны имена наших земляков-дипломатов Байкова, графа Игнатьева, адмирала графа Путятина; моряков и флотоводцев: Бирюлёва, Ратманова, Корнилова, Шишмарёва, Чистякова, Арбузова, Скрыдлова, Успенского; офицеров Российского Генерального штаба: Пржевальского, Роборовского, Козлова, Игнатьева; генералов: Куропаткина, Алексеева, Шанина, Жигарева и многих других. Благодаря их труду и таланту, мужеству и беззаветной преданности Дальний Восток стал частью Великой России.

Открытие выставки, посвященной Крымской войне, также было приурочено к дате победоносного морского сражения объединенной англо-русско-французской эскадры с турецким флотом. Интереснейшими фактами мало известными широкой публике об этом бое поделились потомок рода Нахимовых – Александр Павлович Нахимов и Президент Союза моряков-подводников ВМФ РФ вице-адмирал Юрий Георгиевич Михайлов. Собравшихся приветствовали Д.Г. Александров, В.А. Москвин, А.Ю. Королев-Перелешин, С.А. Спиридонов.

В завершение вечера известный историк, поэт и бард Виктор Леонидов исполнил свои песни, посвященные русским морякам.
Автор: Сергей Александрович Спиридонов, Председатель Ассоциации Тверских землячеств