В один из тёплых сентябрьских дней мне было поручено поздравить с 60-летием Ефременкова Л.П., бывшего в 1944-1945 г.г. старшим помощником командира легендарной С-13 – Александра Ивановича Маринеско. Встреча с Львом Петровичем помогли мне уже тогда узнать много нового о Подводнике №1 Советских и Российских Подводных Сил флота, несмотря на сплетни и домыслы, бытовавшие в тот период. Конечно, что-то забылось, но часть этой информации удалось реализовать по истечению 30 лет, когда готовился сценарий фильма «Первый после Бога». По поручению адмирала флота, Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина я консультировал создателей кинокартины Бондаренко А.Б. и Калатозишвили М.Г.
Но самое главное, на этом вечере мне посчастливилось познакомиться с Валентином Саввичем Пикулем. Тогда он был уже достаточно известным писателем. Несколько раз приходил на корабль. Выступал перед моряками, отвечал на вопросы офицеров. Бывало, мы гуляли по живописному берегу Рижского залива в местечке Вокар Були (если правильно помню), где он и проживал в частном доме. Эти встречи продолжались, пока я служил в Усть - Двинске, хотя частыми их не назовешь.
Был какой-то перерыв, пока я учился в Москве, и мы встретились снова, когда я уже выполнял обязанности помощника военно-морского атташе СССР в США. Это было летом 1985 года. Разговор получился не долгим. Кто-то куда-то очень спешил. Говорили о Тихом океане, о Дальнем Востоке, вспоминали род Панафидиных. Его интересовала тема Русско-Японской войны. Он искал материалы о тех событиях, пытаясь подтвердить какие - то свои предположения. Кстати, мне удалось найти и передать Валентину Саввичу несколько книг, написанных офицерами Российского флота волею судеб нашего многострадального Отечества оказавшихся на чужбине, в том числе, о морском кадетском корпусе, ныне Корпус Петра Великого. Позже я узнал, что в том году вышла его книга «Крейсера», как бы последний роман в цикле «дальневосточных», если так можно выразиться, наряду с «Богатство» и «Три возраста Окини-Сан». Исключительно увлекательных, но не сказавших чего-то самого главного. Сегодня я понимаю, что Пикуль В.С. пытался, но не смог, в силу понятных ему одному обстоятельств, рассказать о причинах и последствиях, а возможно и каких-то своих предчувствиях грядущего, вызванных событиям почти забытой войны.
В советские годы тема Русско - Японской войны была не то чтобы закрытой, но не принятой для широкого обсуждения. «Прогнившее царское правительство, обнищавший народ, никому ненужная империалистическая война, поражение в которой послужило поводом для первой русской революции». Почему не написал. Не знаю. Не хватило времени. Навряд ли. Скорее что - то еще. Существуют источники свидетельствующие, о неудовлетворенности Валентина Саввича тем, что он не высказался по этой теме. Россия начала восхождение на свою голгофу именно в ходе Русско-Японской войны. Существовавшая тогда государственная идеология была сформулирована в девизе «За Бога, Царя и Отечество» и против этого триединства впервые начали объединяться все. Впервые, в мировой истории спецслужбы иностранных государств финансируют подрывные элементы внутри страны. Деньги оружие, запрещенную литературу получают политические партии, в том числе РСДРП - партия большевиков, которая и являлась самой последовательной в развале государства. Ведется подкуп представителей правящего класса на самом высоком уровне. Впервые, в японских концентрационных лагерях английские специалисты по подрывной работе и агитации проводят занятия с пленными русскими солдатами и матросами. Готовят будущих борцов за народное счастье. Впервые, все русское, отечественное объявляется устаревшим, смешным и даже позорным. Пнуть власть, веру, историю страны, армию, флот становится особенно модным. Причем, происходит это из-за полного попустительства, даже предательства со стороны высших эшелонов власти и бизнеса. И никакая отвага солдат, матросов, казаков, никакая доблесть офицеров, генералов, адмиралов не могла компенсировать предательство элиты. Бой «Варяга» как символ, кстати, далеко не единственный в истории Русско-Японской войны, такими же героическими были сражения крейсера «Дмитрий Донской» и многих других кораблей - последний рыцарский бой в мировой истории военно-морского искусства. Поверженных противников – плавающих матросов с потопленных кораблей еще не расстреливают из пулеметов. Офицеров после сдачи личного оружия вообще отпускают домой. В том бою русские моряки на глазах Востока и Запада выполнили свою присягу до конца. Между прочим, тогда клялись не «перед лицом своих товарищей», а перед Богом на Евангелии. В Чемульпо иностранные корабли, чьи команды были изумлены доблестью русских моряков, встречали «Варяг» в парадном строю под звуки Государственного гимна России: «Боже Царя храни…». Россия пока еще правда по традиции остается с Богом. Но уже трещина, пусть пока еще не очень заметная. В нее как в топку бросаются новые и новые мешки фунтов, долларов. На вооружение поставлены новейшие разработки, передовые теории мирового противостояния, в том числе и геополитика, как самая перспективная наука. Как раз подоспела концепция Сера Хэлфорда Маккиндера(Halford Mackinder), квинтэссенцией которой является мысль о возможности достижения мирового господства только при условии уничтожения России, как мощного независимого государства, занимающего территорию сердцевинной земли - «Твердь»(Heartland). Именно это положение геополитики было взято за основу внешней политики Великобританией и США, и именно с этой целью была развязана Русско-Японская война. А все последующие события мирового порядка на протяжении прошедших 110 лет являются только продолжением этой войны, и Первая Мировая, и Вторая Мировая, и «Холодная», да и Третья Мировая, которая сегодня к нашему глубокому сожалению, все больше и больше срывается в свою военную фазу. Все остальное – мирное существование, разрядки, перезагрузки это только розовый туман дезинформации и продолжение глобального противостояния новыми средствами и способами, такими как геоэкономика, геоэнергетика, геофинансы. Но, на то он и любимый писатель, что бы увидеть, понять, прочувствовать больше чем все остальные. Какие - то признаки натолкнули его на мысль о возможной скорой гибели Советского Союза из-за предательства уже коммунистической элиты. Ведь тоже тогда утратили веру. Потеряли что - то главное. Наверное, хотел сказать, предупредить, предостеречь, предотвратить. Но не успел. А потом уже стало поздно. И осталась тема Русско-Японской войны, тема Порт-Артура недосказанной. Вот это его и расстраивало. Переживал. Скорее страдал. И ушел из жизни так рано по этой причине. Как и мой отец, как и поколение ветеранов Великой Отечественной войны, положивших на алтарь Отечества все свои силы. Да что там силы. Всю свою жизнь. Поколение, добывшее Победу и пережившее счастье весны 1945, не смогло пережить позор и ужас предательства. Много лет спустя, у моего близкого товарища Вячеслава Михайловича Воробьёва я случайно увидел книгу Ирины Валентиновны Пикуль «Отвергнутая победа». Порт - Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Я ее проглотил разом. История иконы «Порт - Артурской Божией матери» или «Божия матерь на мечах» сама по себе очень интересна, таинственна и удивительна. Как писали Икону со слов старого матроса Феодора из Бессарабии участника обороны Севастополя, к которому явилась Богородица и предупредила о грядущей опасности для России на Дальнем Востоке. Как собирали средства, как везли её во Владивосток. Как вольно и невольно затягивались дела с направлением Иконы в Порт-Артур, то командующим Первой Тихоокеанской эскадры вице - адмиралом Скрыдловым Н.И., то главнокомандующим Русскими войсками генералом Куропаткиным А. Н. Они, даже не то что бы из – за собственной безопасности, из-за своего личного благополучия не выполнили Божественное предначертание. Это ли не потеря веры, что, по словам Иоанна Кронштадтского, и явилось главной причиной поражения Русской армии. Как эту Икону утратили, и как она счастливым образом, была обретена через 80 лет в Израиле и сегодня хранится в Никольском кафедральном соборе города Владивостока.
Ирина Валентиновна, в каком - то смысле, продолжая дело отца, рассказала историю ещё одного списка Иконы. Она связана с семьёй морского офицера Александра Васильевича Лебедева, который в разное время командовал мореходной канонерской лодкой «Отважный» - сегодня по классу кораблей это примерно фрегат, клипером «Забияка» - лёгкий крейсер. А в ходе обороны Порт-Артура был командиром флотского батальона. Капитан 2 ранга Лебедев А.В. проявил исключительное хладнокровие и героизм во всех выпавших на его долю боях. Так и застыл с офицерским палашом и револьвером в руках. Японцы, прежде чем придать его тело земле, провели своих солдат строевым маршем для отдания воинской чести бесстрашному русскому офицеру.
Его сестра А.В. Андерсин – Лебедева, дважды, как потом выяснилось, безуспешно делала попытку передать список Иконы в осаждённый Порт-Артур - брату. Узнав о его гибели, приложила все усилия и добилась официального разрешения японской администрации посетить могилу Александра Васильевича. Собираясь в дальнюю дорогу, заказала Икону в Тверском Николо-Малицком мужском монастыре, славившимся своими иконописцами. Вот этот образ и достиг Порт-Артура в 1907 г. Икона была помещена в часовню на братской могиле русских воинов, где и покоился ее любимый брат Сашенька. Встреча с книгой Ирины Валентиновны заставила еще и еще вспомнить детали нашей последней встречи с Валентином Саввичем. Я никак не мог понять, почему упоминались Панафидины. Да, конечно, знаменитый дворянский род, подаривший флоту то ли 12 , то ли 13 офицеров. Да, один из героев романа «Крейсера» Сергей Николаевич Панафидин был мичманом крейсера «Богатырь». Ну, а еще? Я связался с одним моим хорошим приятелем Шитковым Александром Владимировичем - главным хранителем старицких тайн. Оказывается, он встречался с Ириной Валентиновной и как раз по этому поводу. Бабушка Валентина Саввича была из рода Панафидиных. Вот тебе и происхождение из псковских крестьян, как было записано в анкете у Пикуля В.С.
Никола – Малицкий мужской монастырь существует и поныне. Он восстановлен. Известен чудотворной иконой Николая Угодника, спасшей когда-то Тверь от чумы и еще много чего сотворившей. Отличается своим благолепием. Почитаемый тверитянами. Служба проводится по афонскому очень красивому, и если так можно сказать, жёсткому обряду. Монахи и послушники во главе с настоятелем игуменом Борисом (Тулуповым) восстанавливают сразу три монастыря и свято хранят память о нашей Тихоокеанской трагедии и славе.