СПРАВКА ПО КОРНИЛОВСКИМ ЧТЕНИЯМ
В деятельности Ассоциации Тверских землячеств важное место занимает морская тематика, и это не случайно. Тверская область, пожалуй, один из немногих регионов страны, давших такое большое количество прославленных первопроходцев, путешественников, мореплавателей и флотоводцев. Только адмиралов Флота Российского насчитывается более ста человек.
Одними из важных и ставших традиционными мероприятий в рамках программы Ассоциации Тверских землячеств «Тверская морская слава» являются Корниловские чтения – конференция с участием взрослых и детей, которая проводилась в школе им. В.А. Корнилова в селе Рясня Старицкого района, на родине Владимира Алексеевича. А с 2016, когда интерес к Чтениям возрос настолько, что сельская школа стала не в состоянии вмещать всех желающих, мероприятие перенесли в районный центр.
На Корниловские чтения приглашаются представители органов исполнительной и законодательной властей различного уровня, руководители общественных организаций, деятели науки и культуры, известные краеведы, музейные работники, преподаватели и учащиеся, а также потомки рода Корниловых, представители Российского дворянского собрания. В чтениях принимают участие и моряки – члены экипажа атомного ракетного подводного крейсера «Тверь» Тихоокеанского флота ВМФ РФ.
Научную и литературную основу Корниловких чтений готовят Председатель научного совета землячества профессор Вячеслав Михайлович Воробьев и основатель музея рода Корниловых Александр Яковлевич Волнухин. За лучшие работы по исследованию выбранной темы решением жюри наиболее активные участники награждаются дипломами и почетными грамотами Ассоциации Тверских землячеств.
Род Корниловых по своему вкладу в историю Российского государства представляет собой уникальное явление. В разные годы им было воспитано 16 морских и сухопутных офицеров, в том числе несколько адмиралов и генералов. Два представителя рода стали губернаторами четырех губерний Российской Империи.
В работе по увековечению памяти рода Корниловых, воспитанию молодых людей, и, прежде всего, школьников, на славных героических традициях наших предков значительная роль принадлежит педагогам Ряснянской им. В.А. Корнилова и Луковниковской школ, краеведам и историкам района и создателю музея рода Корниловых в селе Рясня – А.Я. Волнухину.
Восстановление истории рода В.А. Корнилова стало смыслом всей жизни Александра Яковлевича. Им написаны книги «Адмиралы земли Тверской» и «Род Корниловых на службе Отечества», «Корниловы – российские губернаторы» и «Святые родники земли Старицкой», созданы музеи Рода Корниловых и Музей сельского быта, построено несколько часовен, разбит природно-ландшафтный парк «Родники» и многое другое.
В 2006 году в Тверской области широко отмечалось 200-летие прославленного российского флотоводца, нашего знаменитого земляка, вице-адмирала В.А. Корнилова. Ассоциацией Тверских землячеств и Музеем рода Корниловых при активной поддержке Администрации Тверской области проведен целый ряд мероприятий по увековечению памяти Владимира Алексеевича.
В частности, была организована Международная научно-практическая конференция «Роль Российского флота в защите Отечества. Вице-адмирал В.А. Корнилов», в рамках которой были проведены Первые Корниловские чтения. В школе им. В.А. Корнилова села Рясня сформирован Георгиевский отряд Молодежного Георгиевского союза Тверской области. На месте сельца Ивановское, бывшего имения Корниловых, установлен памятный знак. У стен Свято-Успенского монастыря заложен камень под основание будущего памятника прославленному флотоводцу. В 2017 году на этом месте установлена памятная стела и начались работы по обустройству мемориального сквера им. В.А. Корнилова, при поддержке Тверского охотничьего клуба. Для проведения столь масштабных работ Ассоциацией Тверских землячеств учрежден Фонд памяти вице-адмирала В.А. Корнилова.
Основная задача Корниловских чтений – это повышение интереса у школьников и взрослых к изучению жизни и деятельности людей родного края, связанных с армией и флотом, создание творческой, познавательной атмосферы для осуществления духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодого поколения, совершенствования навыков работы исторического, литературного, краеведческого анализа.